Краново-манипуляторная установка, или КМУ — это специальный механизм для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Установка КМУ производится на шасси любого бортового грузовика, значительно расширяя его технические возможности. Манипуляторы позволяют водителю грузовой техники самостоятельно и быстро осуществить погрузку различных материалов, а после транспортировки произвести разгрузку без применения посторонней техники. При этом грузовик с крановой установкой обладает той же мобильностью, что и обычная бортовая машина.
Не стоит путать кран-манипулятор с автокраном. Между ними есть несколько серьезных различий. Например, управление КМУ осуществляется оператором с земли с помощью рычагов или дистанционного пульта. Также контролировать движение стрелы можно с небольшой площадки, расположенной в ее основании. Автокран же управляется из закрытой кабины. Длина стрелы автокрана, как правило, больше чем у манипулятора. Во-первых, это связано с меньшим размером установки, а во-вторых, с тем, что у крана-манипулятора нет противовеса для компенсации массы выдвинутой стрелы с грузом.
Абсолютно четкой классификации КМУ нет, поскольку во многих сферах деятельности используется большое разнообразие этих механизмов. Основные критерии, по которым можно классифицировать такие установки:
Чтобы понять, как каждый из этих критериев влияет на устройство крана манипулятора, рассмотрим их по отдельности.
Грузоподъемность. Четких критериев деления по грузоподъемности у крановых установок нет. И следует понимать, что нельзя рассматривать только грузоподъемность стрелы, необходимо еще учитывать грузовой момент — произведение максимальной грузоподъемности на вылет стрелы. Здесь условно можно выделить четыре группы крановых установок:
Малые и легкие КМУ могут быть установлены практически на любой малотоннажный грузовик в качестве основного рабочего механизма. Иногда их ставят на различную спецтехнику, в качестве вспомогательного инструмента.
Средние и тяжелые установки часто требуют дополнительного переоборудования шасси. Например, для их безопасного использования желательно применять дополнительные гидравлические опоры в задней части рамы грузовика.
Конструкция стрелы. По конструкции крановой установки КМУ делятся на Z-образные и L-образные. Первые имеют несколько подвижных колен на стреле с приводом от гидросистемы и раздельным управлением каждого звена. Такие конструкции довольно тяжелые и сложные в устройстве. Но к их неоспоримым достоинствам можно отнести большую мобильность установки и возможность изменения высоты стрелы над грузовой платформой. Благодаря этому, КМУ с Z-образной стрелой позволяет перевозить грузы различной высоты и менять угол наклона стрелы относительно горизонтальной поверхности. Такие краны удобно использовать в городах с узкими улицами.
КМУ с L-образной стрелой имеет только одно колено для поднятия стрелы. Кроме этого, стрела может выдвигаться, значительно увеличивая свою длину. При небольшой свободе движения, установки с L-образными стрелами имеют меньшую массу, и менее требовательны к опорной части и шасси, на котором устанавливаются. Еще одним серьезным плюсом таких установок считается большая скорость разворота для работы на коротком и на длинном плече.
База для монтажа. Чаще всего КМУ можно встретить на грузовых автомобилях. Однако, крановая установка — это самостоятельный механизм, для работы которого необходим только привод гидронасоса. Поэтому размещать их можно на различных базах, например:
КМУ — это универсальная база для решения различных задач. Благодаря своей конструкции, она может использоваться не только в качестве простого крана. На сегодняшний день существует огромное количество разнообразного оборудования для расширения возможностей установки. Это увеличивает и область применения подобной техники. Установки различного назначения можно встретить:
Это лишь часть отраслей, в которых задействуют КМУ. Они также применяются в нефтегазовой промышленности, металлургии и, конечно, строительстве.
Правила эксплуатации крана-манипулятора предписывают строго соблюдать сервисные интервалы и не превышать максимальные возможности установки. Также не стоит пропускать техобслуживание по моточасам. Производители рекомендуют производить текущий плановый ремонт в зависимости от обнаруженных неполадок, но не реже одного раза в 3 000 моточасов. Любые ремонты, как и обслуживание техники, стоит доверять только профессиональным автосервисам.
КАМАЗ 4308 (4х2) с КМУ UNIC URV-373. Среднеразмерный кран-борт, способный перевозить до 5 700 кг. Широкая вместительная платформа позволяет размещать крупногабаритный груз. Стрела манипулятора имеет вылет в 7,70 м. При этом максимальная грузоподъемность на рабочем радиусе 2,6 м составляет 3 тонны.
ISUZU ELF 3.5 LONG с КМУ Amco Veba 103 3S. Алюминиевая бортовая платформа длиной 3,8 м и общая длина базы автомобиля в 6 м делают его незаменимым при перевозках негабаритных грузов, особенно в условиях узких городских улиц. Гидроманипулятор с максимальным вылетом в 6,75 м и грузовым моментом 2,6 тм складывается за кабиной перпендикулярно направлению движения. В результате кузов остается полностью свободным, и шасси испытывает меньшую нагрузку при движении.
ГАЗон NEXT самосвал с КМУ. Имеет два варианта исполнения. Длинная база (4515 мм) несет на себе бортовую платформу длиной 7960 мм, а короткая (3770 мм) — в 6450 мм. Кузов имеет самосвальную систему выгрузки в трех направлениях и грузоподъемность в 4 т. Манипулятор оборудован грейферным захватом для работы с сыпучими материалами.
HYUNDAI HD 78 Эвакуатор с КМУ AMCO VEBA. Автомобиль оснащается манипулятором AMCO VEBA. Стальная платформа с выдвижными аппарелями и лебедкой позволяет загружать и перевозить автомобили массой до 4700 кг. При этом монтажная длина рамы составляет 4900 мм.